Закон о просветительской деятельности. В чём же спор?

(1 Голосовать) 55

Новый закон о внесении изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил понятие «просветительской деятельности».

Можно выделить три новеллы в данном законе.

  1. Закреплены общие требования и ограничения к просветительской деятельности в РФ. Отныне просветительскую деятельность могут осуществлять только следующие организации:
  • Государственные органы, либо уполномоченные ими организации.
  • Органы местного самоуправления, либо уполномоченные ими организации.
  • Физические лица, юридические лица и ИП, при условии соблюдения ими определённых требований.

Отдельно закреплено, что просветительскую деятельность запрещено использовать для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для пропаганды исключительности или неполноценности определённых национальностей.

Правительство РФ в разумный срок обязано разработать подзаконные нормативные акты, которые урегулируют порядок, условия, формы осуществления просветительской деятельности.

 

  1. Организации, входящие в систему образования, должны будут получать согласования с государственными органами для осуществления своей партнёрской деятельности в области образования с иностранными организациями и гражданами. Например, все образовательные организации в срок до 1 сентября 2022 года обязаны будут получать заключения на заключенные ими до 1 июня 2021 года договоры образовательных услуг. Если срок действия таких договоров истекает 1 сентября 2022 года, то получать заключения не нужно.

Порядок подготовки и получения заключений определит Правительство РФ.

Отметим ещё раз, что речь идёт только о международном сотрудничестве в области образования.

 

  1. Организации, которые осуществляют научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных региональных и муниципальных образовательных организациях должны быть включены в специальный перечень. Порядок и условия включения в такой перечень организаций будет разработан Минпросвещения России.

 

Ну а в чём же всё-таки камень преткновения?

Почему общество так резко отреагировало на эту инициативу государства?

Те, кто подписывал петицию против поправок о просветительской деятельности, говорят о следующем:

  • Государство таким завуалированным путём планирует ввести цензуру и «перекрыть кислород» для неугодных. Данные нормы закона нарушают статью 29 Конституции РФ, которые гарантируют свободу слова, мысли, гарантируют свободу массовой информации и запрет цензуры.
  • Насаждать идею государство должно не путём запретов, а путём пропаганды тех ценностей, во спасение которых приняло данный закон, а именно: семья, патриотизм, здоровье.
  • Закон по сути своей содержит лишь отсылочные нормы. Все механизмы реализации этого закона будут расписаны в подзаконных актах. Так может следовало сначала продумать механизмы, а потом уже запускать в жизнь эту идею?
Конечно, есть и сторонники просветительской деятельности. Суть их доводов сводится к следующему:
  • Принятый закон позволит очистить интернет-пространство от недобросовестных лиц, которые проводят различные мошеннические онлайн-семинары и курсы. В частности, не так давно в интернете проводился резонансный семинар, который учил своих слушателей тому, как можно избежать уплаты налогов. В последствие некоторые из этих «учеников» попали в поле зрения правоохранительных органов. Ну а последствия окончания «околомедицинских» курсов не раз заканчивалась тяжёлыми последствиями для здоровья для их учеников.
  • Молодые граждане РФ, школьники и студенты, особенно подвержены влиянию. Именно поэтому важно отслеживать кто и зачем приходит в школы и ВУЗы и чему они учат наших детей.
  • Противники просветительской деятельности задают государству резонные вопросы:

    • Где грань между законными и незаконными курсами? Кто будет определять эту грань и по каким принципам?
    • Попадут ли под просветительскую деятельность эзотерические и религиозные программы?
    • Как государственные органы будут осуществлять согласование? В одном ли ведомстве это будет сосредоточено? Если нет, то в каких и кто будет определять размер полномочий?
    • Будет ли в этом контроле принимать участие общество? Каковы функции и пределы общественного контроля?

    Но ответов пока нет. Вопросов на данный момент больше, чем ответов. Государство обещает, что для разработки подзаконных нормативных актов будут активно привлекать представителей науки, искусства, а сама просветительская деятельность будет находиться на особом контроле сенаторов.