Закон о просветительской деятельности. В чём же спор?
- Опубликовано в Правовые новости
- Прочитано 2493 раз
- Печать
- Эл. почта
Новый закон о внесении изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил понятие «просветительской деятельности».
Можно выделить три новеллы в данном законе.
- Закреплены общие требования и ограничения к просветительской деятельности в РФ. Отныне просветительскую деятельность могут осуществлять только следующие организации:
- Государственные органы, либо уполномоченные ими организации.
- Органы местного самоуправления, либо уполномоченные ими организации.
- Физические лица, юридические лица и ИП, при условии соблюдения ими определённых требований.
Отдельно закреплено, что просветительскую деятельность запрещено использовать для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для пропаганды исключительности или неполноценности определённых национальностей.
Правительство РФ в разумный срок обязано разработать подзаконные нормативные акты, которые урегулируют порядок, условия, формы осуществления просветительской деятельности.
- Организации, входящие в систему образования, должны будут получать согласования с государственными органами для осуществления своей партнёрской деятельности в области образования с иностранными организациями и гражданами. Например, все образовательные организации в срок до 1 сентября 2022 года обязаны будут получать заключения на заключенные ими до 1 июня 2021 года договоры образовательных услуг. Если срок действия таких договоров истекает 1 сентября 2022 года, то получать заключения не нужно.
Порядок подготовки и получения заключений определит Правительство РФ.
Отметим ещё раз, что речь идёт только о международном сотрудничестве в области образования.
- Организации, которые осуществляют научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных региональных и муниципальных образовательных организациях должны быть включены в специальный перечень. Порядок и условия включения в такой перечень организаций будет разработан Минпросвещения России.
Ну а в чём же всё-таки камень преткновения?
Почему общество так резко отреагировало на эту инициативу государства?
Те, кто подписывал петицию против поправок о просветительской деятельности, говорят о следующем:
- Государство таким завуалированным путём планирует ввести цензуру и «перекрыть кислород» для неугодных. Данные нормы закона нарушают статью 29 Конституции РФ, которые гарантируют свободу слова, мысли, гарантируют свободу массовой информации и запрет цензуры.
- Насаждать идею государство должно не путём запретов, а путём пропаганды тех ценностей, во спасение которых приняло данный закон, а именно: семья, патриотизм, здоровье.
- Закон по сути своей содержит лишь отсылочные нормы. Все механизмы реализации этого закона будут расписаны в подзаконных актах. Так может следовало сначала продумать механизмы, а потом уже запускать в жизнь эту идею?
Противники просветительской деятельности задают государству резонные вопросы:
- Где грань между законными и незаконными курсами? Кто будет определять эту грань и по каким принципам?
- Попадут ли под просветительскую деятельность эзотерические и религиозные программы?
- Как государственные органы будут осуществлять согласование? В одном ли ведомстве это будет сосредоточено? Если нет, то в каких и кто будет определять размер полномочий?
- Будет ли в этом контроле принимать участие общество? Каковы функции и пределы общественного контроля?
Но ответов пока нет. Вопросов на данный момент больше, чем ответов. Государство обещает, что для разработки подзаконных нормативных актов будут активно привлекать представителей науки, искусства, а сама просветительская деятельность будет находиться на особом контроле сенаторов.