ФАС вышел на тропу войны со спам-звонками
- Опубликовано в Правовые новости
- Прочитано 1342 раз
- Печать
- Эл. почта
На примере яркого случая жителя одного из регионов давайте проследим какой же есть способ борьбы с навязчивой рекламой. Господин С. получил смс-сообщение с предложением взять кредит в одном довольно известном банке. Кредит господину С. был не нужен, а вот неоднократные рекламные предложения банка ему порядком поднадоели. Он обратился в банк с требованием прекратить осуществлять ему рассылку. Но это не подействовало – буквально через несколько дней пришло очередное смс-сообщение. И тогда мужчина обратился в УФАС по своему региону. Антимонопольная служба возбудила в отношении банка административное дело, в ходе которого было выяснено, что господин С. согласия на получения рекламы не давал. Банк пытался доказать, что произошёл технический сбой, в результате которого и происходила ошибочная рассылка рекламной информации. Но УФАС оштрафовал банк на сто тысяч рублей.
Наличие согласия – это одна из важнейших составляющих в рассылке рекламы. Если вы не давали согласия на получение рекламы, то слать вам рекламу банки, магазины и иные организации не имеют права. Но даже при наличии согласия, вы можете позвонить навязчивому рекламодателю и отказаться от получения рекламы. Если же назойливая реклама не прекращается, то вам прямая дорога в ФАС. И именно рекламодатель обязан доказывать наличие согласия на получение рекламы.
Примечательно, что каждая пятая жалоба в ФАС на незаконную рекламу касается именно телефонного спама. Для примера рассмотрим такое дело. В числе получателей банковской рекламы значился номер телефона, чей владелец некоторое количество лет назад дал согласие на получение рекламы. Прошли годы, владелец номер телефона сменился, но реклама всё поступала. Это выяснилось на заседании комиссии в ФАСе. Банк был оштрафован на 110 тысяч рублей (отметим, что максимальный размер штрафа составляет 500 тысяч рублей).
Однако часто случается так, что рекламу тех или иных учреждений осуществляют посредники – специальные агентства. И возникает резонный вопрос: кто виноват? В данной ситуации претензии следует предъявлять специализированным агентствам, которые и осуществляют смс-рассылку и телефонные звонки. Штраф взыщут с колл-центра, а со своим заказчиком-рекламодателем они впоследствии будут решать возникшую спорную ситуацию.
Конечно, проблема здесь более глобальная, чем надоедливые звонки и смс-сообщения. Обозначив свой номер телефона, вы, по сути, попадаете в некую базу, которая часто незаконно продаётся, копируется и переходит из одних рук в другие. И пока не будет отлажен эффективно действующий правовой механизм защиты персональных данных граждане так и будут страдать от назойливой рекламы. Ну а если вы настроены решительно и хотите прекратить звонки, то ещё раз озвучим алгоритм действий:
- Вы звоните к рекламодателю и требуете прекратить звонки.
- Если звонки не прекратились, то вам следует обратиться в ФАС. В качестве доказательств прикладывайте к жалобе аудиозапись телефонных звонков, фотографии и скриншоты рекламных сообщений. Дополнительно возьмите у вашего сотового оператора распечатку с историей входящих звонков и сообщений.